Сама по себе бумага встречается в качестве музейного экспоната или исторического памятника чрезвычайно редко. Но, как материал, на котором записываются и сохраняются человеческие мысли, который является свидетельством человеческих отношений или даже отношений целых государств ― играет совершенно исключительную роль. Однако, даже при самых благоприятных условиях хранения и использования, книги и документы стареют, начинают повреждаться, возникает необходимость в реставрации. Но научные подходы к этому вопросу находятся в постоянном развитии. Если в учебнике 1986 года реставрация — это совокупность работ, направленных «как на сохранение произведения искусства, так и на максимально возможное выявление его первоначального облика»; то в методическом пособии «Реставрация документов на бумажных носителях», издания 1989 года «реставрация ― вынужденный, необходимый акт физического вмешательства на стадии разрушения, угрожающей целостности и физическому существованию документа», а ее цель «продлить жизнь документа и его функционирование как исторического памятника и источника информации». Известный специалист в области теории реставрации Леонид Аркадьевич Лелеков так охарактеризовал современное направление деятельности в реставрации: «Документальная ценность памятников культуры начинает исподволь преобладать над безраздельно царившей раньше художественно-эстетической», а самой важной целью реставрационного процесса определил — «сохранение во времени историко-документальной аутентичности и достоверности произведения искусства». К сожалению, не все современные исследователи и реставраторы с этим согласны. Многие из них по-прежнему не исключают в реставрационном процессе действий художественно-эстетического характера. Примиряет их единый для всех современных реставраторов принцип ― не совершать непоправимых действий.
Существующая неупорядоченность в самом понятии «реставрация», в некотором смысле, даже помогает мастерам сконцентрироваться непосредственно на объекте, разрабатывая задачи и методы его реставрации. Например, специалисты ГосНИИР считают исследование будущего объекта реставрации, и определение минимального набора необходимых действий при работе с ним ― самым ответственным этапом.
Но по сути, цели реставрации и ее задачи сформулированы в методическом пособии «Реставрация документов на бумажных носителях», издания 1989 года, в разделе №3, о котором мы уже упоминали, и который до сих пор повсеместно используется специалистами. Целью реставрации здесь указывается обеспечение длительной сохранности документов, а задачами: восстановление физической целостности документа; восстановление прочности бумажного носителя; устранение причины ускоренного старения документа (активные химические вещества, биологического вредители, механические напряжения и т.п.); устранение и исправление последствия старения (физико-механические повреждения); устранение причины, вызывающей искаженное эстетическое восприятие документа (позднейшие наслоения естественного и искусственного происхождения, не свойственные подлиннику).
«Подлинность», «историческая достоверность» эти понятия и свойства документов может подтвердить и сохранить только научная реставрация, уже ставшая, в общем то, одной из форм изучения памятников. Она включает в себя проведение исторических изысканий, исследование состояния памятника, и тщательное документирование реставрационного процесса на всех его стадиях. Рассмотрим основные принципы научной реставрации и консервации.
1. Принцип минимального вмешательства в исторический материал. Его основа заложена в Венецианской хартии реставраторов: «…реставрация основывается на уважении подлинности материала… В случае, если традиционная техника окажется непригодной, укрепление памятника может быть обеспечено при помощи современной технологии …эффективность которой подтверждена научными данными и гарантирована опытом».
2. Принцип обоснованности реставрационного вмешательства заложен в Этических кодексах профессиональных реставраторов. В том числе, и в «Кодексе профессиональной этики реставраторов России».
3. Принцип научности. Его главное назначение в том, что при подготовке реставрационного проекта специалистам доступны последние достижения науки и техники, применяемые в исследовании объекта и самой реставрации, дающие возможность, в том числе, предусмотреть последствия применения той или иной технологии.
4. В основе принципа «археологической» реставрации — максимальное сохранение подлинности. Во второй половине XIX века выдающийся английский историк и теоретик искусств Джон Рескин (1819 — 1900) утверждал, что подлинность является важнейшим свойством наследия, и резко возражал против всяких попыток вторжения в художественную ткань памятников. «Реставрация, ― писал он, — означает самое полное разрушение, которое только способно испытать здание, разрушение без остатка, разрушение, сопровождаемое фальшивым описанием разрушенной вещи». В России, примерно в то же время историк и археолог Иван Петрович Сахаров (1807 — 1863 гг.) произнес очень близкие по смыслу слова: «Вместо восстановления они уничтожают драгоценное древнее письмо и пишут все изображение вновь». Археология также способствовала признанию ценности «исторического» вида произведений искусства. Концепция итальянского архитектора и первого теоретика архитектурной реставрации Камилло Бойто (1836 — 1914) заключалась в риторическом вопросе: «Итак, какая на самом деле нужда в этой, с позволения сказать, реставрации?.. Разве торсы Фарнезского Геркулеса, известного как Бельведерский торс, и торс Бахуса не восхитительны и прекрасны, разбитые и поврежденные как они есть?».
В итоге, именно этот подход, в дальнейшем, сформировал основы современной теории консервации, предполагающей бережное отношение к «патине» времени, то есть признание ценности позднейших исторических наслоений, и отрицание принципа приведения памятников к стилистическому единству.
5. Принцип историзма полагает для реставрационного процесса использование полученных заранее результатов исторических исследований, анализа архивных материалов, изучения технологий и методик, при помощи которых сделан объект будущей реставрации.
6. Принцип обратимости предусматривает, что все действия, которые производит реставратор, должны иметь обратимый характер, чтобы в будущем при наличии более совершенных методов, могла быть возможной дереставрация. Необратимая обработка допустима только в том случае, если альтернативы сохранить документ нет.
7. Весомым принципом современной научной реставрации является принцип правового урегулирования взаимоотношений. Подробно об этом принципе можно прочесть в статье Чернышевой Е. К. «Научные и методологические проблемы реставрации: этические аспекты профессиональных отношений».
Итак, Главная заповедь у тех, кто причастен к такой работе — «не навредить», а самым трудным вопросом является принятие решения о степени реставрационного вмешательства. Сложность реставрации и сохранения бумажных исторических объектов в том, что индивидуальные особенности каждого из них требуют определенной суммы знаний, как мы уже говорили ранее, а также особого индивидуального подхода в работе с каждым из них. Поэтому предварительный процессу реставрации ― тщательный анализ состояния бумажного документа, определения причин повреждения, должен сопровождаться подробным описанием. Системы такого предварительного изучения, позволяющие составить план будущей реставрации были разработаны сотрудниками ГосНИИР и ВХНРЦ.
Так, «описание рукописного памятника (любого времени и места изготовления) до его реставрации должно включать следующие вопросы: название документа (рукописи) и ее шифр в месте хранения; время изготовления (часто предполагаемое); место изготовления (часто предполагаемое); материал и количество листов; размеры листов, блока (с учетом его толщины); характеристика основания — бумаги (его толщина, фактура, цвет); общее состояние сохранности — степень и характер загрязненности, наличие механических разрушений (порезов, утрат и пр.), биологических (пятна от плесени, от воздействия воды) и других (ржавчина, пятна чернил, олифы и др.); характеристика и описание состояния чернил (цвет, сохранность); характеристика и общие сведения о художественном оформлении рукописи: наличие миниатюр, декоративных инициалов, орнаментальных заставок и концовок, бордюров и пр.; их количество; техника живописи миниатюр, использованные пигменты (по визуальным наблюдениям и/или по результатам технологических исследований); состояние красочного слоя (повреждения, их причины); возможная связь разрушений красочного слоя с состоянием бумаги». В случаях, когда рукопись украшена миниатюрами и орнаментом, часто обнаруживаются ее разрушения — осыпи и распыления красочного слоя и золота. Анализ этих причин должен обязательно фигурировать в реставрационной документации. Поиски подходящих материалов для укрепления живописи — большая проблема. Попытки укреплять живопись на пергаменте так называемыми «природными» материалами (такими как, например, рыбий клей) не всегда приводят к положительным результатам. Но современная химическая наука идет вперед, и сегодня наряду с природными клеями для укрепления красочного слоя широко используют неводный клей «клюцель», синтетические материалы на органических растворителях, или акрилаты на органических растворителях, разработанные Лабораторией химических материалов в ГосНИИР. Главное условие ― обратимость реставрации.
Если реставрируемый объект – книга, то паспорт дополнительно должен содержать следующие пункты: «размеры и толщину переплетных крышек; породу дерева крышек переплета с указанием направления волокон — поперечное или продольное; состояние обеих крышек; характеристика кожаного покрытия; вид кожи (дубленая, сыромятная, ирха), ее цвет, предполагаемое или сохранившееся число покрытий; наличие тиснения или гравировки на кожаном покрытии; сделать схематический набросок декора обеих крышек и описать состояние его сохранности; краткая характеристика тканевого покрытия (если оно есть) — материал, цвет, состояние сохранности; наличие и характер застежек («византийский» трехчастный плетеный ремешок с накидным кольцом и шпеньком; «западноеврпейский» замок — крючок и ответ; «древнерусский» — ремешок с прорезной петлей, завязки и пр.); наличие фурнитуры (жуковин, уголков, средников), место ее расположения, ее характеристика; характеристика блока (количество тетрадей, число листов в тетрадях, указать на наличие сигнатур в тетрадях); шитье блока («цепочкой», «на ремнях» — сыромятных или дубленых, на шнурах и т. п.); характеристика состояния корешка («спинки») — наличие клея (мучного или столярного), защитного материала (ткани — холста или др., пергамента, кожи, бумаги); определение количества разновременных переплетов по корешку и развернутому двойному листу — бифолию (виды и число зарубок, пропилов, проколов)»; и, наконец, последний пункт паспорта будет содержать окончательный вывод о причинах повреждений различных компонентов реставрируемого памятника в целом.
Только после составления паспорта следует приступить к плану реставрации и оценке будущих работ. Необходимым документом на этом этапе станет «Сборник цен на реставрацию памятников прикладного и изобразительного искусства». При реставрации бумажных носителей прибегают к 7 разделу: реставрационно-консервационные работы с памятниками изобразительного искусства — произведениями графики. Документ содержит подробный перечень работ с указанием их стоимости.
Однако, важно помнить, что помимо требований к технологическим процессам реставрации, существуют и морально-нравственные требования. Специалист по консервации культурных ценностей Юлия Петровна Нюкша выделяет несколько обязательных требований при работе с документами, которые основываются на философской дисциплине этики. В первую очередь необходимо придерживаться морали профессионала ― это способ мобилизации всех возможностей и знаний, рассматриваемых через призму пользы и вреда. Прежде, чем приступить к работе с документом, необходимо быть уверенным в своей квалификации, подготовленности, профессионализме. Если реставратор не уверен в своих силах, то ему необходимо вынести интересующий вопрос на реставрационный совет или передать документ другому специалисту. Если все вышеперечисленные правовые и морально-этические условия соблюдены — можно приступать непосредственно к реставрационным работам.
Если объект реставрации ― книга, то началом работ станет ее разброшюровка. Обязательно следует сфотографировать и схематически зарисовать шитье блока и способ крепления крышек к блоку. Кроме того, необходимо составить схему, где будет отражено количество тетрадей и число листов в каждой тетради, а также число и место вставных листов (если такие имеются) и количество и место иллюстраций. Эта схема будет очень важной инструкцией при окончательном сшивании блока.
Далее проводятся исследования, о которых мы говорили выше ― изучение объекта и технологии его создания с привлечением оптических и физических приборов и химических материалов. Естественно, возможность использования последних предварительно проверяется с учетом особенностей бумажного листа, особенностей текста и/или изображения на каждом листе, так как случается, что в одном документе при написании текста использовали разные по составу чернила или краски, отличающиеся по стойкости к воздействию химических реактивов.
Но прежде чем документальные материалы попадут на реставрационный стол, они должны пройти процесс обеззараживания для уничтожения в них плесневых грибов и их спор. Эта стадия называется дезинфекцией. Если основа документа повреждена насекомыми и их надо уничтожить — такое обеззараживание носит название дезинсекции. Кстати сказать, в первой части нашей работы мы говорили о том, что бумага, при изготовлении проклеивалась крахмалом или животным клеем, тем самым она при хранении превращается в превосходную среду для развития плесневых грибков и других микроорганизмов, которые поедая белковые вещества проклейки и самого волокна. Процесс их жизнедеятельности приводит к полному уничтожению бумаги.
Сухая механическая очистка бумажного материала от поверхностных наслоений грибницы, плесневых грибов или засиженности насекомыми проводится различными способами. Например, удаления грязи из пор бумаги и с ее по поверхности мягкой резинкой, либо тонкой наждачной бумагой, а иногда с помощью приспособления типа зубного бора. Работа требует осторожности, так как бумага, является очень непрочным материалом и ее легко повредить при очистке. Желательно, чтобы механическая очистка документального материала проводилась в вытяжном шкафу.
Иногда требуется раскрытие сцементированных документов. Это очень сложный и ответственный процесс, требующий большой внимательности и осторожности. Раскрытие выполняют с помощью глазного скальпеля осторожными колебательными движениями, стараясь не повредить текст и бумагу, передвигаясь между листами до полного их разъединения. Иногда вначале применяется специальный ребристый валик, при прокатывании которого по диагонали происходит смещение листов, а затем уже расцементирование производят с помощью скальпеля.
Если исследование чернил на растекаемость дало положительный результат, а реставрируемый объект нуждается в общей промывке или влажной обработке, то в таких случаях тексты и рисунки необходимо укрепить. Закрепление, например, растворами фторопластов, которые наносятся мягкой кистью или пульверизатором, надежно и удобно, и, в случае необходимости, фторопластовая пленка легко удаляется растворителями. В настоящее время для укрепления текста и бумаги древних рукописей применяют также виниловые или акриловые полимеры. Для укрепления «текучих» текстов также иногда применяют расплавленный парафин. После промывки бумаги слой парафина осторожно удаляют скальпелем.
Однако не всякий бумажный материал может выдержать влажную обработку, а тем более промывку. Например, китайские лубки (народные картинки), выполненные на бумаге мелкого размола, слабопроклеенной или непроклеенной вовсе. Главное свойство этой бумаги ― ее высокая гигроскопичность, обеспечивающая быстрое впитывание водорастворимых красок в процессе печатания или раскраски. Красочный слой здесь моментально и необратимо растекается при действии влаги, поэтому при реставрации допускается лишь самое минимальное увлажнение. Поверхностные загрязнения при работе с китайскими лубками осторожно удаляют сухим ватным тампоном, скальпелем, резинкой. Деликатного подхода требует и традиционная японская бумага (Васи) — тонкая, длинноволокнистая, слабопроклеенная, она также очень гигроскопична, малейшее механическое воздействие может вызвать отслоение волокон.
Но все же, если это возможно, документ промывается 25 — 30 минут в дистиллированной теплой воде в кювете, при необходимости с нейтральным мылом (чаще всего реставраторы используют натуральное мыло из бычьей желчи). «Присутствие в воде мыла снижает поверхностное натяжение на границе вода-бумага, смачиваемость поверхности моющей жидкостью повышается». При этом освежается основа, отстают наклейки, устраняются подтеки. При ветхости реставрируемой листа, он погружается в воду на оргпленке или специальной сетке. Если все же есть угроза растекания чернил или печатной краски на реставрируемом листе, проводится предварительное их закрепление пленкообразующим материалом, например, циклододеканом. Кроме того, укрепление красок чернил, штампов, текстов, написанных химическим карандашом (необходимо сделать пробу, так как может измениться тон), производится специальными растворами: анилиновые красители закрепляют фосфорно-вольфрамовой кислотой (ФВК), которая, попадая на краситель образует с ним нерастворимые в воде лаки, при этом также возрастает устойчивость красок к воздействию света, влаги, нагрева.
Чернила на основе кислотных красителей «можно закрепить водным раствором солянокислой соли хитозана. Если необходимо закрепление текста и акварельных красок перед отбеливанием, применяют пленкообразующие вещества — растворы полимеров в органических растворителях, инертные к бумаге и отбеливающему реагенту, бесцветные, эластичные, легко удаляемые, устойчивые к старению и не выделяющие вещества, разрушающего воздействия. К ним относятся: фторлон, этилцеллюлоза, препарат под общим названием Регнал, являющийся смесью поливинилацеталей.
Далее решается вопрос о степени применения химических препаратов для очистки реставрируемого объекта ― для локальных пятен, либо для целого листа. Случается, что реставрируемый материал требует только частичной химической обработки, например, удаление различных пятен. Такую процедуру проводят сразу после процесса обеспыливания. Пятна, встречающиеся на бумаге, имеют различную природу. Чаще всего это жирные пятна, которые приводят к повышению хрупкости и быстрому разрушению документа. Существуют несколько способов очистки листа от жиров, в зависимости от химического состава пятна. В некоторых случаях используют для обработки пятна водно-спиртовой или спиртовой раствор щелочи или кислоты. Действие этих веществ приводит к разрушению сложноэфирных связей, в результате чего происходит частичное растворение пятна. Свежие пятна от животного жира, минеральных масел, воска и парафина удаляют с бумаги различными растворителями: бензином, бензолом, уайт-спиритом, этилацетатом. Подсолнечное масло — пиридином, этилацетатом и смесями ― метилаль-четыреххлористый углерод и четыреххлористый углерод-эфир. Однако необходимо помнить, что некоторые органические растворители при длительном воздействии могут снизить прочность бумаги. Практически для каждого жира существует свой растворитель. Интересный способ удаления с бумаги застарелых жирных пятен растительного происхождения — заморозка обработанного водой документа. После этого пятно значительно уменьшается и его легко можно смыть любым растворителем.
Серьезные повреждения имеют документы на бумажной основе, когда-то обработанные олифой. Бумага под ее воздействием становится очень ломкой и приобретает желто-коричневый цвет. В отделе реставрации Государственного исторического музея разработана специальная методика очищения документа от олифы. Сначала ее частично удаляют моноэтилнеллозольвом, а затем бумагу, для придания эластичности, обрабатывают водно-спирто-глицериновой смесью. Иногда эффективными оказываются смеси из растворителей (диметилсульфоксида, монометилцеллозольва, этилового спирта) и лавандового масла. Кстати, такие смеси рекомендованы для удаления олифных покрытий с произведений темперной живописи.
Чернильные пятна смываются «жавелевой водой» или раствором перманганата калия. При удалении пятен органического происхождения
применимо правило ― «Подобное удаляется подобным»; если документальный материал испачкан битумом (нефтью), то он может быть отмыт бензолом или ксилолом, а шеллачный лак смывается спиртом.
Всем известно, что ржавые пятна могут образоваться от соприкосновения с железным предметом при большой влажности. Однако исследования показывают, что они также могут быть продуктами жизнедеятельности бактерий. Рыжий цвет пятен зависит от присутствия в них гидрата окиси железа, который мог попасть в массу бумаги с водой, с глиной, с окраской или даже с недостаточно очищенным волокном. Бактерии собирают и накапливают попавшее железо в местах своего местопребывания. Даже если вредители погибают — продукты их жизнедеятельности остаются в виде трудноудаляемых пятен. Для удаления ржавчины рекомендуется подогретый водный раствор щавелевой кислоты (до 5%). После удаления пятен, материал тщательно промывается водой.
Иногда при реставрации документов на бумажной основе производят процедуру отбеливания. Обычно, она требуется если промывка водой оказалась недостаточно эффективной. Отбеливанием добиваются снижения пожелтения, возникшего вследствие старения бумаги, для удаления чернильных пятен, пятен, возникших от поражения плесневыми грибами, бурых затеков и т.д. Бывает, что этим методом можно восстановить первоначальный цвет краски, изменившейся при старении, или удалить бурый ореол вокруг букв старопечатных книг. Важно помнить, что технологии отбеливания должны быть щадящими. И, кроме того, отбеливание не должно уничтожить «благородную патину времени», а этого можно добиться только методом индивидуального подхода к реставрируемому изданию: подбором концентрации раствора, времени обработки и т. д.
Химическая обработка реставрируемого объекта проводится на поверхности, на которую не действуют выбранные химикалии, обычно это силикатное стекло или оргстекло. Но под пятно обязательно подкладывается фильтровальная бумага. После обработки водорастворимыми химикатами документальный материал, если это возможно, 2—4 часа промывается в проточной воде. Если были применены хлорсодержащие соединения ― «промывку повторяют до получения отрицательной реакции на остаточный хлор». После обработки в кислой среде обязательно проводят нейтрализацию.
Также нейтрализация кислотности бумаги производится для её стабилизации. Дело в том, что при старении бумаги изменяется ее химический состав, образуются продукты кислого характера, что существенно влияет на ее сохранность. В современной бумаге наличие кислотности объясняется, в основном, веществами, оставшимися после варки и отбелки целлюлозы; а кислотность тряпичной бумаги обусловлена способом подготовки сырья (до XVII в. ветошь — ношеная одежда из льна и хлопка, длительное время выдерживали в гашеной извести, что вызывало химические процессы, усиливающие кислотность); либо за счет условий проклейки квасцами в XVIII в. Кроме того, кислотность бумаги документа может быть повышенной из-за некоторых видов типографских красок и за счет использования железо-галловых чернил.
При обработке бумаги растворами, нейтрализующими кислотность, увеличивается ее долговечность. Такая процедура применяется реставраторами для стабилизации рукописей и книг уже с 30-х годов XX в. Состав нейтрализующего раствора должен: обеспечивать полную нейтрализацию кислотности; оставить в бумаге химические соединения щелочного характера, так называемый щелочной резерв, который должен будет препятствовать новому закислению; не должен оказывать вредного воздействия на средства письма; не понижать долговечность бумаги; не содержать токсических веществ. В настоящее время в отечественных и зарубежных реставрационных центрах для нейтрализации кислотности бумаги обычно используется один из трех составов: Буфер Барроу, Боратный буфер, Водная меловая суспензия.
Сейчас в отечественную реставрационную практику начинают внедряться лазерные технологии для очистки и удаления загрязнений с поверхности старинной бумаги, пергамента, старинной газетной бумаги с текстом, напечатанным типографской краской. За рубежом это метод применяется уже несколько лет.
Следующий, наиболее важный этап реставрации ― восполнение утраченных частей листа, если таковые имеются. И здесь мы должны обратить особое внимание на необходимость оснащенности мастерской реставратора как можно большим количеством видов бумаг разной толщины и оттенков. Рассмотрим их чуть подробнее.
Прежде всего в арсенале реставратора должны быть: типографская бумага; офсетная отличающаяся высокой степенью белизны, непрозрачности, равномерной структурой, обладающей низкой деформацией при увлажнении; бумага для глубокой печати — предназначенная для изготовления высококачественных иллюстрационно-текстовых изданий; литографская бумага обладающая повышенной механической прочностью, применяющаяся для печатания иллюстраций; форзацная бумага машинной гладкости, обладающая повышенным сопротивлением излому и ограниченной скручиваемостью после одностороннего увлажнения; картографическая. Кроме того, полезными и важными в работе могут быть другие виды бумаг: документная, чертежная, рисовальная и тряпичная бумага из старых книг. Бывает, что с помощью сохранившегося листа старой тряпичной бумаги реставратор восполняет утрату на листе ценного издания. Однако нет необходимости использовать бумагу для восполнения утраченных частей листа во много раз превосходящую реставрируемую по показателям прочности и долговечности. Главное, она должна быть тонкой, свободной от кислоты и более прочной. Например, бумага для укрепления ветхих листов дублированием должна быть прочной, тонкой, прозрачной, не содержать кислоты. Для таких работ подходят микалентная, реставрационная длинноволокнистая равнопрочная и конденсаторная бумаги. Декоративные бумаги используются для изготовления форзацев и оклейки переплетных крышек некоторых ценных книг. Декоративные бумаги изготавливают сами реставраторы по прописям ХVIII — ХIХ веков, конечно, используя и современные материалы (пигменты, связующие, готовые краски). И конечно же профессионалы реставрационных мастерских ценят традиционную качественную японскую бумагу ручного изготовления Васи. Она используется при реставрации механических повреждений бумажной основы графики, таких как разрывы, изломы. Несмотря на свою тонкость, она обладает великолепной физико-химической прочностью и гибкостью ― качествами, так ценимыми реставраторами всего мира. Чайная бумага хотя и продукт машинного производства, но может заменять в некоторых реставрационных процессах японскую бумагу ручной работы. Это относительно недорогой материал, для изготовления которого используется длинноволокнистое сырьё, получаемое из манильской пеньки — абаки (текстильного банана) и целлюлозы; обладает высокой влагопрочностью: хорошо пропускает воду, сама не растворяется в воде и ничего в неё не выделяет; химически нейтральна. Кроме бумаг, применяемых непосредственно в реставрации, требуется целый ряд бумаг для вспомогательных работ. Наиболее важные из них. Фильтровальная бумага применяется для предварительного удаления жидкости с листов бумаги, после водной обработки, крашения, в качестве прокладочного материала при прессовании и т. д. Парафинированная и Силиконизированная бумаги применяются в качестве антиадгезионного материала для предотвращения приклеивания отреставрированных листов к прокладочному материалу. Перфокарточная бумага ― для прокладок при прессовании бумаги после некоторых операций реставрации, для изготовления декоративных (мраморных) бумаг, форзацев. Для защиты ценных иллюстраций в книгах в качестве прокладок применяют папиросную и сигаретную бумаги.
Но вернемся к процессу восполнения утрат. В реставрационной практике используются два способа этой операции — ручной (традиционный) и механизированный. Выбор способа зависит от сложности работ и количества восполнения на листах. Главное не отходить от одного правила: одна книга ― один метод восполнения.
Ручной способ заключается в подклейке кусков бумаги, соответствующих размеру утраты, используя приемы — «наложения» или «встык». Бумага подбирается по цвету толщине и фактуре близкой к оригиналу. Обычно прием «наложения» используется на мягком и эластичном материале ручного отлива, при условии, что края разрывов несильно обветшали; а прием «встык» ― на плотном, жестком материале с включениями мелкорубленных волокон, и где края разрывов сильно обветшали.
При реставрации листов, с изображением или текстом на обоих сторонах, заплату ставят «встык», чтобы не закрыть изображения и избежать утолщения шва. Делают это так. Лист помещают на стекло подставки-подсвета. Вначале края обрыва расправляют влажным марлевым тампоном, а затем промазывают клеем на ширину 10 — 15 мм. Подобранную для наклеивания бумагу слегка увлажняют марлевым тампоном и, следя за совпадением направления волокон, накладывают на обрыв (размер заплаты должен превосходить утраченную часть листа на 15 — 20 мм с каждой стороны). После этого лист переворачивают. С другой стороны, линию соединения покрывают клеем (если заплата небольшого размера, то клеем промазывают всю заплату, захватывая контуры обрыва листа примерно на 10 мм) и скрепляют полосками или сплошным листом конденсаторной бумаги. Притерев конденсаторную бумагу косточкой и убрав остатки клея, лист переворачивают заплатой вверх на стекле подставки-подсвета. Прижимая заплату скальпелем по линии стыка, обрывают лишнюю бумагу так, чтобы ее размер точно соответствовал размеру недостающей части листа, после чего стык скрепляют полосками конденсаторной бумаги.
Вставки «наложением» ставят на листы с односторонним текстом или на участки, где текст отсутствует, реставрация выполняется как описано выше, но лишнюю бумагу обрывают так, чтобы реставрационная бумага на 2—3 мм накладывалась на реставрируемую. Укреплять клеевой шов с обратной стороны листа при реставрации с наложением нет необходимости, в том случае, если реставрируемая бумага по месту обрыва прочная.
Отметим, для того чтобы избежать деформации реставрируемого объекта, при выполнении операции восполнения утрат нужно учитывать направление и расположение волокон основы и заплаты.
Другой способ восполнения утрат ― метод доливки бумажной массой ручным способом на обычном столе с подсветом. Изготовление водной пульпы производится следующим образом: подобранная по цвету бумага, изначально рвется руками на мелкие кусочки, затем помещается в емкость и заливается (для замачивания) горячей дистиллированной водой в соотношении (примерно) 10 г бумаги на 500 мл воды. По истечении 3-х суток, она измельчается на бытовом блендере до тех пор, пока при отстаивании измельченные волокна бумаги не осядут на дно. Такое разделение водной пульпы свидетельствует о готовности бумажной массы для доливки. Доливка производится ложкой или пипеткой, в зависимости от площади повреждения бумажного листа.
Механизированный способ доливки бумажной массы осуществляется при помощи реставрационно-отливной машины, либо специального стола низкого давления. Этот метод уже существует четыре десятка лет. Идея его родилась в отделе консервации Российской национальной Библиотеки в 1956 году, когда миколог, специалист по биоповреждениям и консервации культурных ценностей Ю. П. Нюкша предложила использовать для этой цели реставрационно-отливной аппарат. В 1969 году появилась первая реставрационно-отливная машина (РОМ). В настоящее время операции по доливке утрат осуществляет РОМ четвертого поколения. А метод нашел распространение и среди зарубежных реставраторов. Бумагу, изготовить на таком аппарате можно разных оттенков и разной толщины, она подобна бумаге ручного изготовления, равнопрочная по всем направлениям и ее часто используют для реставрации редких и древних книг, которые написаны или отпечатаны на бумагах ручного изготовления. Механизированным методом можно реставрировать также карты, гравюры на бумаге, изготовленной из тряпичных волокон и из древесной целлюлозы в первую очередь с водостойким текстом. Хотя в последнее время разработаны способы защиты текучих текстов, что позволяет реставрировать эти способом и такие документы. Для этого используются специальное латексное покрывало, в котором проделывается отверстие, слегка превышающее по размеру доливаемый участок. Доливка производится с минимальным увлажнением.
Иногда, когда основа реставрируемого экспоната очень хрупкая и ветхая необходимы операции по упрочнению листа растворами проклеивающих веществ и/или подведение дополнительной основы (дублирование). Один из видов упрочнения разрушающейся бумаги — ее поверхностная обработка укрепляющими составами путем кратковременного погружения произведения в раствор укрепляющего вещества, или можно наносить раствор на поверхность бумаги мягкой кистью. Но такую обработку можно проводить только после проверки стойкости изображения к воде и органическим растворителям. Традиционно для этой процедуры применяют водные растворы природных соединений — клеи из пшеничной муки, крахмала и желатины. Для пластичности их разбавляют глицерином, который, однако, постепенно испаряется. В клеи также вводят антисептики, например, тимол, для предотвращения развития микроорганизмов. Хорошо зарекомендовали себя в качестве укрепляющих материалов для бумаги виниловые полимеры.
Если необходимо дублирование, то большое значение имеет правильный выбор бумаги для дублировки. Во-первых, она не должна содержать древесной массы. В каждом отдельном случае нужна равнопрочная бумага, хорошо соединяющаяся с основой оригинала по фактуре, толщине, упругости. А если есть опасность растекания красочного слоя, используют китайскую или японскую бумагу, которые способны впитать в себя, в случае необходимости, часть красочного слоя, чтобы не дать ему растечься. Нужно учитывать, что, например, микалентная бумага не впитывает краски и снижает прозрачность. Японская же бумага во влажном состоянии легко расслаивается ― это дает возможность получить в каждом отдельном случае бумагу нужной толщины. Еще одним плюсом в пользу использования японской бумаги является тот факт, что в процессе проклейки и дублирования она прекрасно сливается с основой реставрируемого объекта. Так же для упрочения основы ветхих документов применяется конденсаторная бумага. Разложенный на реставрационном столе документ равномерно промазывается мучным клеем, затем на него накладывают увлажненную водой конденсаторную бумагу и быстро прикатывают ее через фильтровальную бумагу фотоваликом, таким образом удаляя избыток клея. Далее документ переворачивают и проводят ту же операцию.